Ваш автомобильный оркестр. Акустика 6,5 дюймов.

Как уже видно из заголовка, речь пойдет не о коаксиальном варианте. Оркестр может заиграть во всей красе только на компонентной акустике, когда используются компонентные динамики, отвечающие каждый за свою частотную «партитуру». Самой распространенной в настоящее время, пользующейся большим спросом, является 165-миллиметровая автомобильная акустика.

Нельзя сказать, что это доступно и дешево, но качество формирования автозвука, возможность менять это качество в лучшую сторону того стоит. Шестидюймовый мидбас собран уже из более качественных материалов, имеет неплохие характеристики, так, что при выборе динамиков в автомобиль на нем смело можно останавливать свой выбор. Твитер(высокочастотный динамик) тоже в последнее время предлагается не из последних вариантов. Массовое производство этих систем в Юго-Восточной Азии способствовало не только количественному росту этих товаров на мировом рынке, неизмеримо выше стало и качество. 

При более пристальном изучении свойств этой автомобильной акустики выясняются некоторые интересные подробности. Возьмем, для примера, такую характеристику, как нелинейность. Известно, что понятие нелинейности складывается из многих составляющих. Нелинейные искажения возникают из-за непропорциональности скорости, ускорения, смещения диффузора и сил, приложенных к этому. В результате чего образуются частоты, кратные частоте основного звука. Это, так называемые, гармоники. Особенности звучания человеческого голоса в записи, отдельных музыкальных инструментов зависят от этих гармонических составляющих. Правильные конструктивные решения в компонентных динамиках позволяют избежать нелинейных гармонических искажений низких порядков. Качественное демпфирование подвесов и диффузоров, использование технологичных центрирующих шайб, использование жестких диафрагм в динамиках автомобильной акустики не предрасполагает к дребезжанию и другим, гармоническим и субгармоническим искажениям. Сама компонентная акустика, когда каждый динамик работает в своей частотной полосе со сниженной амплитудой смещения на частоте основных резонансов, снижает частотно-модулированные искажения.

Не обойдем стороной и полную добротность акустической головки, используемой в автозвуке. Полная добротность, или затухание (общий коэффициент потерь) состоит из электрической и механической добротностей. С механической все понятно, там потери идут в основном через материал центрирующей шайбы, гофра. Присутствует и трение звуковой катушки о воздух в узком зазоре, здесь тоже ничего сложного. А вот с электрической составляющей несколько иначе. Там не идет разговор о потерях, скорее о факторе, который препятствует свободному колебанию диффузора, вследствие взаимодействия почти накоротко замкнутой звуковой катушки с магнитом. Параметр полной добротности лежит в диапазоне от 0,1 до 1. В нашем случае, при рассмотрении 165-мм автомобильной акустики, полная добротность не «дотягивает» до 1, что уже не плохо.

В условиях салона автомобиля, весьма малогабаритном помещении, немаловажную роль играет восприятие звука. Современные мидбасы и твитеры создают значительное звуковое давление, и воспринимать различные оттенки звуков качественно можно, если имеется удовлетворительная амплитудно-частотная характеристика акустики в авто. Надо признаться, сейчас с этой характеристикой у производителей в основном все в порядке. Сбалансированный подбор типа материала и формы сечения диффузора не позволяет им выйти «за рамки приличий» при производстве автомобильных динамиков.

Высокочастотные динамики особенно могут «похвастаться» своей амплитудно-частотной характеристикой. Почти все они выполнены с применением купольной диафрагмы, качественны, надежны. Легко вытягивают до верхнего края 20 кГц. Применение в компонентной автомобильной акустике кроссоверов обнадеживает. Без них никуда. Их назначение заключается в функции фильтра, разделяющего сигналы по частотным полосам. Другими словами мидбасу — свой канал,твитеру — свой. Или идет разделение на низкочастотную полосу, среднечастотную и высокочастотную, что и обеспечивает слышимость отдельных частот.

Конечно, в таких аксессуарах, как кроссовер, производитель может сэкономить. Как правило, эти аппараты устанавливаются совсем простенькие. Это заметно, когда в диапазоне до 10 кГц мидбас работает в паре с твитером, ломая диаграмму направленности звукового излучения на этих частотах. Но здесь уже каждый «сам себе режиссер». Можно поставить кроссоверы посерьезней, с применением аттенюаторов. Путь к совершенству бесконечен!

Удивительно выстроена в настоящее время индустрия автозвука. Автомобиль подготавливается производителем под определенную аудио подготовку, со своими посадочными местами под определенный типоразмер динамиков, например, под шестидюймовую акустику. Комплектуется аппаратурой, актуальной на текущий момент времени. Но при этом в течение всей жизни автомобиля можно без труда постоянно улучшать качество автозвука. Для этого нужно просто своевременно менять элементы компонентной акустики на более современные, может быть, более дорогие. Типоразмер остается ведь прежним. 

Безостановочные изыскания по улучшению качества акустических головок, их характеристик ускоряют темп. Например, известно, что при идеальной магнитной системе диффузор совершает нужные движения, которые повторяют как слабые, так и сильные изменения тока. Работы в этом направлении не прекращаются ни на секунду. Повышают напряженность магнитного поля в зазоре, добиваются его однородности на всем пространстве осцилляции катушки, повышают эффективность теплового рассеивания самыми оригинальными техническими решениями. В условиях таких темпов усовершенствования акустики, когда уже даже из кевлара делают диффузоры, а купол на высокочастотный динамик изготавливают из бериллия, новая музыка в автомобиль будет вливаться каждый месяц. 

В итоге всего можно с уверенностью сказать, что компонентная акустика 6,5 дюймов на сегодняшний день самая актуальная. Почти все характеристики выдерживаются производителями в рамках допустимых норм. Качество звука можно считать весьма приемлемым, даже для комплектации мало бюджетными элементами акустики. А это уже оркестр!

 

Наверх